Среда, 25.12.2024, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Наверно, музыка - душа, чем нам и интересна.
Главная » Статьи » дополнительный материал для учащихся по музыке

Барокко в музыке

Термин "барокко" стал употребляться в музыке недавно. раньше этим словом обозначался только стиль в архитектуре, скульптуре , живописи, сменивший стиль эпохи позднего Возрождения. Но некоторые явления музыки 17 и начала 18 века дают основания применить и к ней слово "барокко".

      Само это итальянское слово означает "причудливый", "странный". 

Таким должно было казаться искусство 17 века по сравнению с ясностью и стройностью искусства Возрождения. Преувеличенная пышность декора: лепные украшения в архитектуре, развевающиеся одежды и театрально-эффектные, чуть ли не балетные позы статуй, огромные и нарочито беспорядочные многофигурные композиции в живописи.

Всё это характерно для барокко.

А в музыке? Черты преувеличенности, избыточности есть уже в многоголосных хоровых сочинениях композиторов 16 века.

Черты барокко есть и в искусстве Г.Ф.Генделя и И.С.Баха. Но преувеличенность масштабов у Баха рождена не стремлением поразить слушателя, а а величием творческого духа композитора. Вот почему некоторые историки искусства считают высшим выражениема стиля барокко не скульптуры Бернини

и не живопись знаменитых театральных декораторов того времени, а музыку Генделя и Баха.

2. Композиторы эпохи барокко.

Антонио Вивальди.

Рано прославился виртуозной игрой на скрипке. За цвет волос Вивальди прозвали «рыжим священником» (Prete rosso). Действительно, профессию музыканта он совмещал с обязанностями священнослужителя, но затем был отрешен от него за «недозволенное» поведение во время церковной службы. Вивальди участвовал в театральной  жизни Венеции, отдавая много сил постановкам собственных опер . Шумная и праздничная жизнь Венеции, карнавалы и маскарады, блеск театр. представлений, богатый городской песенный фольклор оставили глубокий след в творчестве Вивальди.  Последующие годы концертировал в Италии и других европейских странах. Вскоре, в результате столкновений с церковными кругами, Вивальди покинул Венецию и переселился в Вену, где провёл последние годы жизни. Несмотря на широкую известность, В. умер в бедности.

Вивальди прославился как дирижёр, скрипач, педагог и композитор. Творческое наследие Вивальди охватывает более 700 названий: 465 инструментальных концертов (из них полсотни – grossi), 76 сонат (в том числе трио-сонаты), около 40 опер (одним из его либреттистов был знаменитый К. Гольдони), кантатно-ораториальные сочинения, в том числе на духовные тексты. Главное историческое значение его творчества заключается в создании сольного инструментального концерта. Вивальди считается родоначальником жанра сольного концерта. Его цикл "Времена года" - 4 концерта для скрипки с оркестром являются своеобразной визитной карточкой композитора.

Первые части концертов Вивальди энергичны, напористы, разнообразны по фактуре, контрастам. Вторые части переносят слушателя в область лирики. Здесь господствует песенность, наделенная чертами импровизационности.  Финалы блестящи, полны энергии, они завершают цикл в стремительном живом движении.

Динамичная 3-частная циклическая форма концертов Вивальди выражала художественные идеалы искусства «хорошо организованного контраста». В логике их образного развития прослеживается влияние общеэстетической концепции эпохи барокко, которая делила мир человека как бы на три ипостаси: Действие – Созерцание – Игра.

Иоганн Себастьян Бах.

         Великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. 

          Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя", - сказал о Бахе великий Бетховен.

       Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом. 

       Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. 

Но тот был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

         В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию. 

           В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде. 
        Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники. 

         Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом Луи Маршаном. Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же".

           7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с князем, внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. Несмотря на разницу в возрасте — она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, — их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

        Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. 

        Единственной отрадой были по-прежнему творчество и семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

          Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.

         Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал Бетховен.

3. Инструменты барокко

орган

ОРГАН, клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов.Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.

 Эпоха Барокко стала настоящим золотым веком органостроения и органного исполнительства. Органы XVII-XVIII вв. отличались красотой и разнообразием звучания. Для них была характерны исключительная тембровая ясность и прозрачность. Это делало их превосходными инструментами для исполнения полифонической музыки. Почти все великие органные композиторы писали именно для "барочного органа".

4. Великие работы эпохи Барокко:

Гендель "Музыка на воде"
Бах "Бранденбургские концерты и Кантаты"
Вивальди "Четыре Сезона"
Пёрселл "Дидона и Эней"
Монтеверди "Орфей"


5. Особенности музыкального языка барокко.

- тяготение к крупным формам (концерт, месса. оратория, операи т.д.)

- полифония (многоголосие)

- виртуозность 

-эмоциональная наполненность

- преимущество инструментальной музыки над вокальной

- точная нотная запись музыки (в эпоху ренессанса детальная запись нот для инструментов была весьма редка)

Категория: дополнительный материал для учащихся по музыке | Добавил: zxvtytdf (10.01.2013)
Просмотров: 9876 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 3
3 LasSystems  
0
Отнюдь нет. Я знаю.

2 avenue17  
0
Согласен, это замечательный ответ

1 avenue18  
0
забираааююю!!! СПС ОГРОМНЕЙШЕЕ!!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
музыка [3]
материалы по организации учебного процесса на уроке музыка
дополнительный материал для учащихся по музыке [4]
дополнительный материал для учащихся, который может быть использован при подготовке рефератов и проектов
технология [1]
материалы по организации учебного процесса на уроке технологии
изобразительное искусство [14]
материалы по организации учебного процесса на уроке изобразительного искусства
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 177
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz