Главная » Статьи » дополнительный материал для учащихся по музыке |
Термин "барокко" стал употребляться в музыке недавно. раньше этим словом обозначался только стиль в архитектуре, скульптуре , живописи, сменивший стиль эпохи позднего Возрождения. Но некоторые явления музыки 17 и начала 18 века дают основания применить и к ней слово "барокко". Само это итальянское слово означает "причудливый", "странный". Таким должно было казаться искусство 17 века по сравнению с ясностью и стройностью искусства Возрождения. Преувеличенная пышность декора: лепные украшения в архитектуре, развевающиеся одежды и театрально-эффектные, чуть ли не балетные позы статуй, огромные и нарочито беспорядочные многофигурные композиции в живописи. Всё это характерно для барокко. А в музыке? Черты преувеличенности, избыточности есть уже в многоголосных хоровых сочинениях композиторов 16 века. Черты барокко есть и в искусстве Г.Ф.Генделя и И.С.Баха. Но преувеличенность масштабов у Баха рождена не стремлением поразить слушателя, а а величием творческого духа композитора. Вот почему некоторые историки искусства считают высшим выражениема стиля барокко не скульптуры Бернини и не живопись знаменитых театральных декораторов того времени, а музыку Генделя и Баха. 2. Композиторы эпохи барокко. Антонио Вивальди. Рано прославился виртуозной игрой на скрипке. За цвет волос Вивальди прозвали «рыжим священником» (Prete rosso). Действительно, профессию музыканта он совмещал с обязанностями священнослужителя, но затем был отрешен от него за «недозволенное» поведение во время церковной службы. Вивальди участвовал в театральной жизни Венеции, отдавая много сил постановкам собственных опер . Шумная и праздничная жизнь Венеции, карнавалы и маскарады, блеск театр. представлений, богатый городской песенный фольклор оставили глубокий след в творчестве Вивальди. Последующие годы концертировал в Италии и других европейских странах. Вскоре, в результате столкновений с церковными кругами, Вивальди покинул Венецию и переселился в Вену, где провёл последние годы жизни. Несмотря на широкую известность, В. умер в бедности. Вивальди прославился как дирижёр, скрипач, педагог и композитор. Творческое наследие Вивальди охватывает более 700 названий: 465 инструментальных концертов (из них полсотни – grossi), 76 сонат (в том числе трио-сонаты), около 40 опер (одним из его либреттистов был знаменитый К. Гольдони), кантатно-ораториальные сочинения, в том числе на духовные тексты. Главное историческое значение его творчества заключается в создании сольного инструментального концерта. Вивальди считается родоначальником жанра сольного концерта. Его цикл "Времена года" - 4 концерта для скрипки с оркестром являются своеобразной визитной карточкой композитора. Первые части концертов Вивальди энергичны, напористы, разнообразны по фактуре, контрастам. Вторые части переносят слушателя в область лирики. Здесь господствует песенность, наделенная чертами импровизационности. Финалы блестящи, полны энергии, они завершают цикл в стремительном живом движении. Иоганн Себастьян Бах. Великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания. В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию. 7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с князем, внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. Несмотря на разницу в возрасте — она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, — их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей. Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Единственной отрадой были по-прежнему творчество и семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли. 3. Инструменты барокко ОРГАН, клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов.Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. Эпоха Барокко стала настоящим золотым веком органостроения и органного исполнительства. Органы XVII-XVIII вв. отличались красотой и разнообразием звучания. Для них была характерны исключительная тембровая ясность и прозрачность. Это делало их превосходными инструментами для исполнения полифонической музыки. Почти все великие органные композиторы писали именно для "барочного органа". 4. Великие работы эпохи Барокко: 5. Особенности музыкального языка барокко. - тяготение к крупным формам (концерт, месса. оратория, операи т.д.) - полифония (многоголосие) - виртуозность -эмоциональная наполненность - преимущество инструментальной музыки над вокальной - точная нотная запись музыки (в эпоху ренессанса детальная запись нот для инструментов была весьма редка) | |
Просмотров: 9876 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 2.5/2 |
Всего комментариев: 3 | |
| |