Главная » Статьи » дополнительный материал для учащихся по музыке |
Возрождение. Музыка великой эпохи.
Ренессанс - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) 1. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии — 14—16 вв., в других странах — 15—16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству. Появилось понятие композитор. Возросла роль светской культуры. Необыкновенно пышно расцветают в эту эпоху искусства, в особенности изобразительные. Художники как будто впервые увидели красоту и гармонию неба и земли, красоту человеческого тела, считавшегося в средние века источником греха и соблазна. Картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микельанджело навеки запечатлели это восхищение художников красотой мира. Живопись Италии, Франции свидетельствует о расцвете музыки, не свзанной с Церковью, музыки, украшающей повседневную жизнь. Глядя на эти картины, легко представить себе, что любимым жанром была песня в сопровождении инструментов Сохранились и сами песни. изобретение нотопечатного станка позволило сделать музыку более доступным видом искусства. Теперь и простой горожанин мог позволить себе приобрести ноты в магазине. А значит развивается домашнее музицирование.В отличие от музыки, звучавшей в церквах и, как правило, представлявшей собой сложное сплетение многих голосов, эти песни были простыми для слушания и исполнения. Текст был на родном языке, а не на латыни- языке католического богослужения или учёных трактатов.. Мелодия звучала в верхнем голосе, остальные служили ей фоном. Наряду с бытовыми песнями, создаются и более сложные вокальные и инструментальные произведения. 2.Композитор Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Палестрина прославился как органист и импровизатор. Воглавлял ряд капелл в различных городах Италии. Основа музыкального творчества композитора - духовная хоровая музыка a cappella (пение без инструментального сопровождения). Его светские мадригалы(песня на родном языке) по существу мало, чем отличаются от духовной музыки. Его музыка носит умиротворенный характер, его скорбь целомудренна и сдержанна, величие благородно и строго. 3. Инструменты эпохи Возрождения. Лютня. Лютня - струнный щипковый инструмент, широко распространённый в Европе в XV - XVII вв. Лютня самый распространённый и излюбленный инструмент во многих западноевропейских странах. На ней играют при королевских, княжеских и герцогских дворах, звучит она и в домашнем быту горожан, и на открытом воздухе. Для неё пишут специальные, новые произведения, но значительно чаще перекладывают и обрабатывают всё, что нравится слушателям. Клавесин. КЛАВЕСИН, клавишный музыкальный инструмент, металлические струны которого защипываются плектром из пера или кожи. Эпохе Возрождения мы обязаны формированием инструментальной музыки как самостоятельного вида искусства. Первые сборники пьес для лютни, виолы, клавишных инструментов- клавесина и вёрджинела, органа появились во второй половине 16 века. 5. Особенности музыкального языка эпохи Возрождения. - появляется понятие Композитор - развитие светской музыки наряду с духовной. - развитие многоголосия (полифонии) - домашнее музицирование - вокальные жанры (бытовые песни на родном языке): мадригал, баллада, шансон и т.д. - развитие инструментальной музыки (лютневой) | |
Просмотров: 2917 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |