"Использование инновационных технологий на уроках музыки." Одной из тенденций настоящего времени является вхождение России в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений искусства. Художественное восприятие - это способность человека воспринимать художественное произведение, непременным условием которой является внутренняя активность субъекта. Показателями художественного восприятия как важнейших его сторон являются образность восприятия, его адекватность, осознанность, целостность, непрерывность, прочность восприятия. Комплекс этих критериев позволяет оценить художественное восприятие людей наиболее полно и разносторонне. Однако следует отметить, что вследствие технического прогресса и бурного развития науки в современном обществе изменились взгляды, мышление, восприятие людей. Для подрастающего поколения требуются новые технологии. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющей общей культуры. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идёт об искусстве. Важным средством в достижении эффективного результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности вижу использование возможностей информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ даёт больше возможностей в создании проблемно-поисковых ситуаций. Создаёт видение новой проблемы, нахождение различных вариантов решения проблемы, видение целостной структуры объекта и его функций. И главное, даёт возможность формирования эмоционального отклика на восприятие музыкального произведения. Ведь главная задача предмета «Музыка»- воспитательная. Мы пытаемся проникнуть в душу ребёнка. Ценность творческого опыта- проживание ситуации здесь и сейчас. Например, творчество Бетховена. Для детей Бетховен- не более чем сочетание букв, или (ещё хуже) собака из одноименного фильма. Когда же они познакомятся с личностью Бетховена, увидят все перипетии его жизненного пути ( благодаря фильмам «Бессмертной возлюбленной», «Переписывая Бетховена»). Они начинают воспринимать Бетховена по-другому, он перестаёт быть абстрактной фигурой, он обретает свои личностные черты, у детей складывается своё отношение к его персоне, они начинают ему сочувствовать, жалеть. А отсюда и другое восприятие его творчества. Им становится интересно, как такое возможно. Они сами ищут информацию и музыкальные фрагменты в Интернете, приходят на урок с флешками, чтобы скачать наиболее понравившиеся произведения. Если использовать мультимедийную презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства,- мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.
ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, использование мультимедийной презентации отражает один из главных принципов создание современного урока – принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью на уроках –высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать. У детей младшего и среднего школьного возраста более активным является эмоциональное восприятие, непосредственное выражение чувств, но часто ограничивающееся формулой «нравится – не нравиться». Даже анализ художественного произведения происходит на уровне эмоций. Проблемной является интеллектуальная сторона восприятия, подразумевающая осознание средств художественной выразительности, их обоснованность и логику в использовании композиторами, художниками, поэтами т.д. для создания тех или иных художественных образов. Поэтому актуальной становится необходимость учить размышлять об искусстве. Размышления об искусстве могут строиться на основе эмоционального освоения музыкальных и художественных видео и кинофильмов. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично поисковый, исследовательский, дидактические игры. Использование на уроках материалов видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания, и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали или понимали не так, как понимают другие. Существуют специальные обучающие игры на освоение нотной грамоты, которые делают теоретический материал более увлекательным. Например, «Матроскин учит музыку» Использование видео на уроке. У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие, когда при визуальном восприятии глаз отражает конкретную форму, а при слушании музыки ухо создаёт, так называемый «портрет» звука. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. Прослушивание музыки в исполнении лучших мастеров сцены Использование презентаций. При работе над созданием презентации задействуются практически самые разнообразные возможности и ресурсы Интернета. Поиск нужной информации приводит в виртуальные библиотеки, форумы, на различные информационные образовательные серверы. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонционно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографии и т.п. При проверке знаний используются музыкальные викторины, игры, тесты Большое значение имеет использование ИКТ при подготовке и проведении интегрированных уроков Ожидаемый результат: понимание произведений искусства, отбор и обработка информации в области искусства, аргументирование своей точки зрения в дискуссиях об искусстве, выполнение учебных, творческих задач, использование приобретённого опыта в повседневной жизни.
|