Главная » Статьи » музыка |
Национально-региональный компонент в программе по музыке в рамках внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования. Начальное образование является важнейшим этапом в развитии ребёнка. Именно на этом этапе он получает основы знаний, формируется его нравственный облик. Музыкальное искусство является важнейшей составляющей в разностороннем развитии подрастающего поколения. Ещё древние греки признавали, что музыка имеет сильнейшее воспитательное значение. Интерес к музыке - обязательное условие для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, служила формированию духовной культуры. В законе РФ «Об образовании» говорится о «защите и развитии системой образования национальных культур… в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру». Но если ранее НРК уделялось в программе 10% времени, что в сумме составляло 3-4 часа, то в рамках внедрения новых образовательных стандартов НРК становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Введение его в предмет не должно быть искусственным и притянутым. Целью введения НРК в программу по музыке в соответствии с требованиями ФГОС НОО – формирование гражданской сознательности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, духовно-нравственное воспитание, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов. Для достижения этой цели, необходимо «подогревать» интерес к родной культуре у учащихся с первой встречи и на протяжении всех дальнейших лет обучения . К счастью, у нас есть уникальная возможность внедрять НРК в уроки с первых же дней учебного года. Ведь весь сентябрь в городе проходят празднования дня города. И на этих уроках мы знакомимся с челябинскими музыкантами: начиная от широко известных групп и музыкантов, таких как «Ариэль» Олег Митяев до малоизвестных широкому кругу слушателей Анатолия Кривошея, Елены Попляновой. С каким удовольствием мы поём на уроках её детские песенки. В нашем городе получили распространение почти все направления музыки: от классической (театр оперы и балета им. М.И.Глинки, Органный зал, камерный оркестр «Классика»,камерный хор и т.д.), джазовой («Уральский диксиленд», фестивали джазовой музыки «Беби-джаз», «Какой удивительный мир»), народной (ансамбль танца «Урал», оркестр русских народных инструментов под руководством В.Г.Лебедева «Малахит» авторской песни ( фестивали бардовской песни), эстрадной. А сколько в нашем городе памятников композиторам! И каждый памятник может стать поводом для разговора о культуре своего города. Одной из основных задач предмета «Музыка» является формирование чувства любви к Отечеству, без которого невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства. Введение ребёнка в мир музыки через интонации и образы национальной музыкальной культуры оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Привлечение родителей к образовательному процессу, участие их в школьных мероприятиях, совместных исполнениях с детьми также является одним из условий позитивного видения культуры своего края. Какое удивление читается в глазах детей, когда их родители встают рядом с ними на сцену и поют те же самые песни, что разучиваем мы на уроках. Уметь общаться и взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми для воплощения художественных образов в процессе исполнения позволяет решать коммуникативные задачи, которые так же находят своё отражение в свете новых образовательных стандартов. Огромную роль имеет значимость тех знаний, что ребёнок получает на уроке. Если они не находят практического применения, то бесполезно говорить об их ценности. Например, в нашей школе стали традиционными такие мероприятия, как «Песни школьного двора», где целые классы исполняют песни о школе и городе ( «Наш Челябинск» на музыку Игоря Растеряева, слова Константина Рубинского, «Песня о дружбе» Ярушина), или «Масленица», где каждый класс имеет своё задание, целью которого является возрождение культуры народных праздничных гуляний. На этом празднике дети и родители исполняют частушки, хороводные песни-игры («Заинька беленький, да заинька серенький», «Как у бабушки Настасьи было семеро детей», «Гори-гори ясно» и т.д.) Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций. Включение в программу произведений народной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимися осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Предмет «Музыка» является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании основ музыкальной культуры учащихся и приобретение первоначального опыта музыкально-творческой деятельности, приобщение учащихся к мировому искусству, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Таким образом, в рамках внедрения ФГОС НОО предмет «Музыка» является одним из значимых предметов в эстетическом развитии подрастающего поколения, а систематизация и использование знаний НРК играют огромную роль не только и не столько в музыкальном воспитании, сколько в нравственном воспитании учащихся средствами музыкального искусства.
| |
Просмотров: 3590 | Комментарии: 17 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||